«Формирование гармоничной личности подростка через вовлечение его в волонтерскую деятельность»
Я не учитель, а только путник, у которого вы спросили дорогу.
Я указываю вперёд, вперёд по отношению к себе и к вам.
Джордж Бернард Шоу
Волонтёр – это человек, который по доброй воле принял решение посвятить своё время, опыт, знания, умения и навыки общественному благу, помощи другим людям или проведению какого-либо мероприятия на безвозмездной основе.
Добровольчество — это неотъемлемая часть жизни общества, играющая огромную роль в духовном развитии молодежи. Волонтерство это не просто хобби, но и образ жизни.
ВВЕДЕНИЕ
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования, как к организации, так и к содержанию воспитательного процесса. В период стремительной информатизации жизненного пространства, засилье рекламы и подмены ценностей, все более заметно утрата обществом традиционно российского патриотизма. В сознании людей получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, утрачено чувство Родины.
Важнейшим звеном системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивления личности подростка к негативным факторам окружающей среды. Подросток каждый день должен делать выбор и отстаивать свою жизненную позицию, основанною на знании и собственном приобретенном опыте. Чувство любви к Родине, участие и сострадание к ближнему формируется не только под влиянием идей и опыта прошлого, но и благодаря активному участию в жизни современного общества.
Традиции волонтерского движения нашли уже свое выражение в добровольном участии детей и подростков в благоустройстве прилежащей территории, профилактике вредных привычек, в участии ребят в благотворительных концертах, проведении «Фотоакций», участие в различных Всероссийских акциях, конкурсах и челледжах, написании индивидуальных проектов.
Наставническая практика в виде школы волонтерского движения «Вместе» направлена на широкое вовлечение учеников с 5 по 11 класс в общественно-значимую деятельность.
Самое важное, что проводимая работа объединяет членов педагогического коллектива школы, ребят и их родителей (Семейное волонтерство).
Цели и задачи практики, форма наставничества
Цель практики: Формирование позитивных установок воспитанников на добровольческую деятельность; воспитание активной жизненной позиции, способной проявляться в созидательном процессе в интересах общества.
Задачи практики:
1. Пропаганда идей добровольческого труда на благо общества
2. Наполнение досуга детей содержанием, имеющим социально-значимый характер
3. Формирование лидерской позиции, компетенции
4. Привлечение общественного внимания к социально значимым проблемам
5. Вовлечение воспитанников в мероприятия, связанные с конкретной помощью социально незащищённым слоям населения, охраны окружающей среды, бережное отношение к памяти поколений и их подвигам
6. Воспитание духовно-нравственных качеств личности: милосердия, сострадания, умения сопереживать
7. Формирование гражданских и патриотических чувств воспитанников, сохранения и развития чувства гордости за свой город, свою страну
8. Развитие чувства уважения к старшему поколению, его героическому прошлому
9. Формирование чувства гражданской ответственности за настоящее и будущее страны и народа.
На базе нашей школы сформирован и функционирует волонтерский отряд «ВМЕСТЕ». Являясь его руководителем с сентября по настоящий момент, осуществляю просветительскую деятельность с ребятами, провожу еженедельные собрания с активистами отряда, которые искренне прониклись идеей волонтерства и с удовольствием делятся с другими учениками своим опытом. Моя практика как наставника направлена на широкое вовлечение учеников школы с 5 по 11 класс в общественно-значимую деятельность.
Необходимость включения старших воспитанников школы в социально значимые виды деятельности определила актуальность развития волонтерского движения.
Волонтерское движение позволяет ребятам обретать собственный жизненный опыт благодаря активному личному участию в жизни других людей, общества и страны в целом.
Все ребята, входящие в состав отряда объединены желанием быть нужными, приносить пользу людям через деятельность добровольческого отряда «Вместе».
Роль наставника в данной практике направлена на:
• формирование у ребят позитивных установок на добровольческую деятельность;
• воспитание активной жизненной позиции, способной проявляться в созидательном процессе в интересах общества.
Принципы организации и содержания деятельности:
Специфика содержания практики базируется на сочетании двух основных блоков информационного и практического:
- Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности.
- Принцип свободы и творчества – предполагает право выбора.
- Принцип социальной активности (через включение подростков в социально-значимую деятельность при проведении разноплановых просветительских, пропагандистских, досуговых мероприятий).
- Принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления.
В реализацию практики по развитию волонтерского движения в условиях образовательного процесса включены педагоги различных предметных областей (учителя трудов – изготовление кормушек, подарков ветеранам, мамам; информатики – создание видео роликов социального характера, создание опросов и анкет для родителей и учеников и т.д.).
Помимо просветительской работы с ребятами, еженедельно организовываю практические дела добровольцев, направленные на оказание помощи младшим воспитанникам, пожилым людям, ветеранам Великой отечественной войны, пропаганду здорового образа жизни, привлечение внимания общественности к вопросам гражданственности, нравственности, экологии, а также посильная помощь военнослужащим участникам СВО в виде писем солдатам, сбором гуманитарной помощи, сбором жестяных банок для изготовления окопных свечей в рамках Всероссийской акции #«МыВместе» по оказанию помощи военнослужащим участникам СВО.
С активистами проводятся занятия, направленные на формирование и становление осознанного мотива к добровольческой деятельности, развитие духовно-нравственных качеств личности, таких, как активность, трудолюбие, терпимость, организованность, коммуникабельность, целеустремленность, исполнительность, ответственность и самое главное - милосердие.
Проект включает в себя 3 блока:
1. «От сердца к сердцу»
Направлен на воспитание духовно-нравственных качеств личности, таких как доброта, чуткость, сострадание и сопереживание.
2.Блок «Зеленая планета»
Направлен на воспитание бережного отношения к окружающей среде, формирование любви к миру.
3.Блок «Истоки»
Мероприятия блока направлены на расширение знаний о истории родного края, воспитания любви и уважения к малой Родине.
Одним из главных условий для эффективного внедрения практики наставничества в формате педагог – ученик является создание доверительных отношений между двумя сторонами процесса, умение преподносить информацию на языке наставляемых, поддерживать инициативность и желание пробовать что-то новое, даже если результат получится не успешным. Как говорится: «Волков бояться в лес не ходить». Помимо этого, обязательно формирование и развитие мотивационной среды в образовательной организации, которая включает в себя и психологический климат в детском коллективе, и условия реализации, и перспективы личностного развития и самоопределения, и взаимоотношения с непосредственными руководителями педагогом – наставником.
В МБОУ «СОШ №60 им. героев Курской битвы» созданы все условия для реализации практики «Формирование гармоничной личности подростка через вовлечение его в волонтерскую деятельность».
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОТ ПРАКТИКИ
Атмосфера сотрудничества, сотворчества и взаимоподдержки, созданная в волонтерском отряде, позволяет ученикам успешно применять полученные навыки не только в учреждении, но и дает им возможность личностного роста, самореализации в дальнейшем. Занятие общественно – полезным делом помогает ребятам получить уверенность в своих силах, поверить в собственную уникальность, разрушить сложившийся стереотип мнений о себе, у каждого появляется возможность проявить свои лучшие стороны, завести новые знакомства, занять свое свободное время полезным мероприятием и расширить круг своих интересов и знаний, а благодаря современному развитию и значимости волонтерской деятельности это еще и возможность для ребят в рамках Всероссийских слетов и съездов путешествовать по просторам своей Родины, неся в другие регионы культуру и быт своего города, области.
Наставничество позволяет педагогу определить точки роста каждого активиста и оптимизировать работу детского коллектива, а формы и методы для достижения цели и раскрытия потенциала каждого ребенка выбирает уже сам наставник
Волонтерство как метод формирования гармоничной личности подростка обеспечивает переход от формального теоретического подхода к непрерывному развитию учеников через практические дела и личностный опыт и непосредственная вовлеченность. А когда дети видят, что наставник – взрослый вместе с ними делает одно дело, то это придает значимости и соучастия, формирует продуктивные доверительные отношения в формате наставник – ученик, формирует единый вектор деятельности, где взрослый не ведущий, а сопровождающий.