МБОУ "СОШ № 60 им. героев Курской битвы
305021, город Курск, проспект Победы, дом 16
  • Лучшая практика наставничества

    «Формирование гармоничной личности подростка
    через вовлечение его в волонтерскую деятельность»

    Советник директора по воспитанию
    Украинцева Любовь Васильевна

    «Формирование гармоничной личности подростка через вовлечение его в волонтерскую деятельность»

    Я не учитель, а только путник, у которого вы спросили дорогу.

    Я указываю вперёд, вперёд по отношению к себе и к вам.

    Джордж Бернард Шоу

    Волонтёр – это человек, который по доброй воле принял решение посвятить своё время, опыт, знания, умения и навыки общественному благу, помощи другим людям или проведению какого-либо мероприятия на безвозмездной основе.

    Добровольчество — это неотъемлемая часть жизни общества, играющая огромную роль в духовном развитии молодежи. Волонтерство это не просто хобби, но и образ жизни.

    ВВЕДЕНИЕ

    Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования, как к организации, так и к содержанию воспитательного процесса. В период стремительной информатизации жизненного пространства, засилье рекламы и подмены ценностей, все более заметно утрата обществом традиционно российского патриотизма. В сознании людей получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, утрачено чувство Родины.

    Важнейшим звеном системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивления личности подростка к негативным факторам окружающей среды. Подросток каждый день должен делать выбор и отстаивать свою жизненную позицию, основанною на знании и собственном приобретенном опыте. Чувство любви к Родине, участие и сострадание к ближнему формируется не только под влиянием идей и опыта прошлого, но и благодаря активному участию в жизни современного общества.

    Традиции волонтерского движения нашли уже свое выражение в добровольном участии детей и подростков в благоустройстве прилежащей территории, профилактике вредных привычек, в участии ребят в благотворительных концертах, проведении «Фотоакций», участие в различных Всероссийских акциях, конкурсах и челледжах, написании индивидуальных проектов.

    Наставническая практика в виде школы волонтерского движения «Вместе» направлена на широкое вовлечение учеников с 5 по 11 класс в общественно-значимую деятельность.

    Самое важное, что проводимая работа объединяет членов педагогического коллектива школы, ребят и их родителей (Семейное волонтерство).

    Цели и задачи практики, форма наставничества

    Цель практики: Формирование позитивных установок воспитанников на добровольческую деятельность; воспитание активной жизненной позиции, способной проявляться в созидательном процессе в интересах общества.

    Задачи практики:

    1. Пропаганда идей добровольческого труда на благо общества

    2. Наполнение досуга детей содержанием, имеющим социально-значимый характер

    3. Формирование лидерской позиции, компетенции

    4. Привлечение общественного внимания к социально значимым проблемам

    5. Вовлечение воспитанников в мероприятия, связанные с конкретной помощью социально незащищённым слоям населения, охраны окружающей среды, бережное отношение к памяти поколений и их подвигам

    6. Воспитание духовно-нравственных качеств личности: милосердия, сострадания, умения сопереживать

    7. Формирование гражданских и патриотических чувств воспитанников, сохранения и развития чувства гордости за свой город, свою страну

    8. Развитие чувства уважения к старшему поколению, его героическому прошлому

    9. Формирование чувства гражданской ответственности за настоящее и будущее страны и народа.

    На базе нашей школы сформирован и функционирует волонтерский отряд «ВМЕСТЕ». Являясь его руководителем с сентября по настоящий момент, осуществляю просветительскую деятельность с ребятами, провожу еженедельные собрания с активистами отряда, которые искренне прониклись идеей волонтерства и с удовольствием делятся с другими учениками своим опытом. Моя практика как наставника направлена на широкое вовлечение учеников школы с 5 по 11 класс в общественно-значимую деятельность.

    Необходимость включения старших воспитанников школы в социально значимые виды деятельности определила актуальность развития волонтерского движения.

    Волонтерское движение позволяет ребятам обретать собственный жизненный опыт благодаря активному личному участию в жизни других людей, общества и страны в целом.

    Все ребята, входящие в состав отряда объединены желанием быть нужными, приносить пользу людям через деятельность добровольческого отряда «Вместе».

    Роль наставника в данной практике направлена на:

    •        формирование у ребят позитивных установок на добровольческую деятельность; 

    •        воспитание активной жизненной позиции, способной проявляться в созидательном процессе в интересах общества.

    Принципы организации и содержания деятельности:

    Специфика содержания практики базируется на сочетании двух основных блоков информационного и практического:

    - Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности.

    - Принцип свободы и творчества – предполагает право выбора.

    - Принцип социальной активности (через включение подростков в социально-значимую деятельность при проведении разноплановых просветительских, пропагандистских, досуговых мероприятий).

    - Принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления.

    В реализацию практики по развитию волонтерского движения в условиях образовательного процесса включены педагоги различных предметных областей (учителя трудов – изготовление кормушек, подарков ветеранам, мамам; информатики – создание видео роликов социального характера, создание опросов и анкет для родителей и учеников и т.д.).

    Помимо просветительской работы с ребятами, еженедельно организовываю практические дела добровольцев, направленные на оказание помощи младшим воспитанникам, пожилым людям, ветеранам Великой отечественной войны, пропаганду здорового образа жизни, привлечение внимания общественности к вопросам гражданственности, нравственности, экологии, а также посильная помощь военнослужащим участникам СВО в виде писем солдатам, сбором гуманитарной помощи, сбором жестяных банок для изготовления окопных свечей в рамках Всероссийской акции #«МыВместе» по оказанию помощи военнослужащим участникам СВО.

    С активистами проводятся занятия, направленные на формирование и становление осознанного мотива к добровольческой деятельности, развитие духовно-нравственных качеств личности, таких, как активность, трудолюбие, терпимость, организованность, коммуникабельность, целеустремленность, исполнительность, ответственность и самое главное - милосердие.

    Проект включает в себя 3 блока:

    1. «От сердца к сердцу»

    Направлен на воспитание духовно-нравственных качеств личности, таких как доброта, чуткость, сострадание и сопереживание.

    2.Блок «Зеленая планета»

    Направлен на воспитание бережного отношения к окружающей среде, формирование любви к миру.

    3.Блок «Истоки»

    Мероприятия блока направлены на расширение знаний о истории родного края, воспитания любви и уважения к малой Родине.

    Одним из главных условий для эффективного внедрения практики наставничества в формате педагог – ученик является создание доверительных отношений между двумя сторонами процесса, умение преподносить информацию на языке наставляемых, поддерживать инициативность и желание пробовать что-то новое, даже если результат получится не успешным. Как говорится: «Волков бояться в лес не ходить». Помимо этого, обязательно формирование и развитие мотивационной среды в образовательной организации, которая включает в себя и психологический климат в детском коллективе, и условия реализации, и перспективы личностного развития и самоопределения, и взаимоотношения с непосредственными руководителями педагогом – наставником.

    В МБОУ «СОШ №60 им. героев Курской битвы» созданы все условия для реализации практики «Формирование гармоничной личности подростка через вовлечение его в волонтерскую деятельность».

    ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОТ ПРАКТИКИ

    Атмосфера сотрудничества, сотворчества и взаимоподдержки, созданная в волонтерском отряде, позволяет ученикам успешно применять полученные навыки не только в учреждении, но и дает им возможность личностного роста, самореализации в дальнейшем.   Занятие общественно – полезным делом помогает ребятам получить уверенность в своих силах, поверить в собственную уникальность, разрушить сложившийся стереотип мнений о себе, у каждого появляется возможность проявить свои лучшие стороны, завести новые знакомства, занять свое свободное время полезным мероприятием и расширить круг своих интересов и знаний, а благодаря современному развитию и значимости волонтерской деятельности это еще и возможность для ребят в рамках Всероссийских слетов и съездов путешествовать по просторам своей Родины, неся в другие регионы культуру и быт своего города, области.

    Наставничество позволяет педагогу определить точки роста каждого активиста и оптимизировать работу детского коллектива, а формы и методы для достижения цели и раскрытия потенциала каждого ребенка выбирает уже сам наставник

    Волонтерство как метод формирования гармоничной личности подростка обеспечивает переход от формального теоретического подхода к непрерывному развитию учеников через практические дела и личностный опыт и непосредственная вовлеченность. А когда дети видят, что наставник – взрослый вместе с ними делает одно дело, то это придает значимости и соучастия, формирует продуктивные доверительные отношения в формате наставник – ученик, формирует единый вектор деятельности, где взрослый не ведущий, а сопровождающий.

    Наименование практики наставничества (далее – практика) Формирование гармоничной личности подростка через вовлечение его в волонтерскую деятельность
    Образовательная организация, где реализовалась практика Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №60 имени героев Курской битвы»
    Форма наставничества, в рамках которой реализована практика, целевая аудитория «Педагог - Ученик»
    Задачи целевой модели наставничества, на реализацию которых направлена практика Улучшение показателей школы в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах; подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире; раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории; создание канала эффективного об-мена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта для каждого образовательной и профессиональной деятельности.
    Цель и задачи практики Максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации, создание условий для формирования эффективной поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся.
    Задачи:
    Формирование позитивных установок учеников в возрасте 11-17 лет на добровольческую деятельность; воспитание активной жизненной позиции, способной проявляться в созидательном процессе в интересах общества.
    Формирование открытого и эффективного сообщества среди ребят - волонтеров, способного на комплексную поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения.
    Условия для внедрения практики (в т.ч. социальное партнёрство в системе наставничества ОО) Создание мотивационной среды для развития добровольчества (волонтёрства) в ОО.
    Поддержка программ подготовки по приоритетным направлениям поддержки добровольческой деятельности.
    Партнерство с волонтерскими организациями разных сфер деятельности: волонтеры – медики, волонтеры – культуры, волонтеры – Победы, медиа - волонтёры, а также с учреждениями социальной сферы (дома –интернаты, приюты и др.).
    Уникальность практики Обучающийся приобретает опыт ответственного лидерства и социального взаимодействия. Добровольческая деятельность дает молодому человеку возможность проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни для ответственного лидерства и исполнительской деятельности.
    Постепенно социальная добровольческая деятельность становится естественной потребностью молодого человека, его предназначением.
    Отличие данной практики заключается в объединении наставника и наставляемых одной общей целью – желание помогать окружающим и делать мир лучше.
    Необходимые ресурсы (финансовые, кадровые, материально-технические, методические и др.) для реализации практики финансовые: бюджетные и внебюджетные средства в рамках приобретения расходного материала (бумагу, краска на принтер, буклеты), а также материала, необходимого для реализации и участия в волонтерских акциях и делах (живые цветы для возложения, уборочный инвентарь для акции, георгиевские ленты, свечи, футболки для волонтеров).
    кадровые: куратор, наставник, обучающиеся.
    материально-технические: помещение для проведения учёбы актива из числа волонтеров – учеников, широкополосный Интернет, интерактивная панель (компьютер, проектор), бумага, ватман, флипчарт, цветные маркеры
    методические: программа обучения и сопровождения волонтеров, банк лучших практикам организации волонтерской деятельности, онлайн-курсы по социальному волонтерству для различных аудиторий: волонтеры-новички, опытные волонтеры, организаторы волонтерской деятельности.
    информационные: официальная группа Учреждения и группе куратора волонтерского отряда ВКонтакте https://vk.com/club155699898
    https://vk.com/club222219256
    Технология реализации практики: этапы, основные мероприятия, методики, педагогический и методический инструментарий в рамках каждого из этапов Принципы реализации наставнической деятельности:
    • Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности
    • Принцип свободы и творчества – предполагает право выбора
    • Принцип социальной активности (через включение подростков в социально-значимую деятельность при проведении разноплановых просветительских, пропагандистских, досуговых мероприятий)
    • Принцип взаимосвязи и взаимопонимания (отношение на равных) педагога - наставника и учеников – волонтеров.
    Технологии группового сбора; социальные и благотворительные акции; концертная деятельность, тематические вечера, беседы, творческие мастерские, чтение художественной литературы, организация фотовыставок, выставок рисунков, трудовой десант, фотоакции, уроки «Мужества», экологические акции, квест-игры, маршрутные игры и т.д.
    Вся практика реализуется по плану - календарю, который представлен в приложении 1 и включает в себя 3 основных блока:
    1.«От сердца к сердцу»
    Направлен на воспитание духовно-нравственных качеств личности, таких как доброта, чуткость, сострадание и сопереживание.
    2.Блок «Зеленая планета»
    Направлен на воспитание бережного отношения к окружающей среде, формирование любви к миру.
    3.Блок «Истоки»
    Мероприятия блока направлены на расширение знаний о истории родного края, воспитания любви и уважения к малой Родине.
    Результаты и эффекты практики - изменения, которые влечёт за собой реализация практики Для личности: обучение школьников определённым трудовым навыкам и стимулирование профессиональной ориентации и профессионального развития, молодые люди получат социальный опыт личного участия в жизни общества, формируется гражданская, нравственная, экологическая культура подростков, развивается самопознание и самодисциплина, реализуется внутренняя психологическая потребность в самореализации, выражении личной значимости, развиваются коммуникативные навыки и умения выстраивать грамотные и продуктивные взаимоотношения со сверстниками.
    В процессе совместной общественно – полезной деятельности ребята приходят к пониманию ценности человеческой жизни, важности соучастия в других судьбах и бескорыстной помощи.
    Для образовательной организации: создание на базе школы постоянно действующего центра по обучению волонтёров, улучшение показателей качества образовательной и воспитательной деятельности, гуманистическое и патриотическое воспитание, социализация школьников, формирование положительного имиджа образовательной организации.
    Риски Отсутствие мотивации учеников на своё саморазвитие в связи с большой учебной нагрузкой.
    Окончание процесса обучения активистов волонтером, может привести к изменениям микроклимата в коллективе, потребуется замена активистов и вновь работа по сплочению коллектива.
    Отсутствие поощрения наставников, а как результат - формальный подход к наставничеству.
    Использование волонтеров для выполнения несвойственных задач.
    Контакты лица, ответственных за взаимодействие по вопросам реализации практики Украинцева Любовь Васильевна советник директора по воспитанию, руководитель волонтерского отряда МБОУ «СОШ № 60 им. героев Курской битвы»

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie